Каталог файлов
Главная » Файлы » Материалы в помощь учителям технологии » В помощь учителям технологии | [ Добавить материал ] |
Урок с ИКТ "Изготовление тряпичной куклы"( Ермакова М.Д.)
[ Скачать с сервера (428.5 Kb) ] | 15.04.2014, 17:37 |
Тема урока: Изготовление тряпичной куклы «Травница-кубышка» Форма урока: Комбинированный урок Цели: • Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу; • Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; • Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус. Оборудование и методическое оснащение: • Мультимедийное оборудование; • Презентация Приложение; • Выставка «Тряпичная кукла»; • Инструкционная карта по изготовлению куклы «Травница-кубышка»; • Инструменты и материалы для практической работы (ножницы, иглы, ткань, нитки, кружево, синтепон, лекарственные пахучие травы). Ожидаемые результаты: • Усвоение знаний о традициях русского народа; • Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов; • Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала Этапы урока: I. Орг. момент II. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний III. Новый материал IV. Физ. минутка V. Практическая работа VI. Закрепление изученного материала VII. Анализ и оценка работ, итог урока VIII. Сообщение темы, целей следующего урока Ход урока I. Организационный момент. Проверка списочного состава класса. Проверка готовности учащихся к уроку. II. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний. Учитель: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней. Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит? Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки. III. Изучение нового материала. Слайд 2 Учитель: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет? Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед. Вопрос к учащимся: Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет? Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы. Слайд 3 Народные куклы делились на три группы: • Куклы-обереги; • Обрядовые куклы; • Игровые куклы. Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах? Учитель: В этом мне помогут мои помощницы – девочки, которые знают все о тряпичной кукле и научились их изготавливать. Слайд 4 1-я ученица: Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье. • Кукла на счастье Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье. • Пеленашка Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша. • «Кубышка-травница» Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни. Слайд 5 2-я ученица: Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение. • Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу. • Неразлучники Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было. • Сёмик и Семичиха Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам. Слайд 6 3-я ученица: Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок. Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления. Слайд 7 Учитель: Наши девочки тоже увлекаются изготовлением тряпичной куклы, посмотрите сколько их. И сегодня мы предлагаем вместе с нами изготовить куклу «Кубышку – травницу». IV. Физ. минутка. Но вначале я предлагаю немного размяться. Мои помощницы проведут физ. минутку, а вы повторяйте движения за ними. Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе-хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге-ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! V. Практическая работа. Слайд 8 Учитель: Для изготовления куклы нам понадобится ткань, нитки, кружево, лекарственная трава, инструменты: ножницы, игла. А так же инструкционная карта последовательного выполнения нашей куклы, которая поможет в её изготовлении. Но прежде чем приступить к работе, а вы будете работать с колющими и режущими инструментами, что мы должны вспомнить? Верно, правила безопасной работы с ножницами и иглой. Слайд 9 Вводный инструктаж по технике безопасности. Слайды 10–15 Подробная технологическая карта изготовления «Кубышки-травницы». Учитель • делит учащихся на группы для коллективной работы; • инструктирует учащихся о ходе работы при помощи слайда презентации, на котором изображены этапы последовательного выполнения задания; • прикрепляет к каждой группе помощниц, которые распределяют индивидуальные задания для каждого ученика; • проводит текущий инструктаж в процессе выполнения практической работы. Слайд 16 Последовательный план изготовления тряпичной куклы. VI. Закрепление изученного материала. Учитель: • Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? («Кубышка-Травница») • Для чего она служила, какое было её назначение? (Она оберегала от болезней). • А с какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились? (Обрядовыми и игровыми). • Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам. Слайд 17 VII. Анализ и оценка работ учащихся. Итог урока. Учитель подводит итог урока, совместно с учащимися делает вывод, выставляет оценки. Вывод: Если зайти в магазин детских игрушек, то, конечно, разбегается взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд. Такая кукла станет необычным подарком для ваших близких. Вопросы: 1. Скажите, пожалуйста, вам понравилось изготавливать тряпичную куклу? 2. Вы сможете сделать такую куклу самостоятельно? 3. Пригодятся вам в дальнейшем знания по изготовлению тряпичной куклы? VIII. Сообщение темы, целей следующего урока. Источники: 1. www.rukukla.ru 2. festival.1september.ru/articles/571614/ 3. www.gazetairkutsk.ru/2009/12/22/id5745/ 4. www.livemaster.ru/olleethnic 5. www.supersadovnik.ru/hmforum/post.aspx?id=15668&pg=26 6. www.gorodd-kirov.ru/maminu-ctrani4ki 7. www.liveinternet.ru/users/lenkins72/post90701793/ | |
Просмотров: 837 | Загрузок: 188 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |