Понедельник, 29.04.2024, 03:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наши контакты
Адрес школы: 242820 Брянская область п.Клетня ул.Карла Маркса31. тел.(48338) 9 – 11 – 73, Факс(48338) 9 – 18 – 96 E-mail 1school_kl@mail.ru
Наш опрос
Оцените наш сайт

Всего ответов: 293
Наши посетители
  

Сайт МБОУ СОШ № 1 п.Клетня Брянской области имени  генерал-майора авиации Г.П.Политыкина

Каталог файлов

Главная » Файлы » Материалы в помощь учителям технологии » В помощь учителям технологии [ Добавить материал ]

Урок с ИКТ "Изготовление тряпичной куклы"( Ермакова М.Д.)
[ Скачать с сервера (428.5 Kb) ] 15.04.2014, 17:37
Тема урока: Изготовление тряпичной куклы «Травница-кубышка»
Форма урока: Комбинированный урок
Цели:
• Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу;
• Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
• Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.
Оборудование и методическое оснащение:
• Мультимедийное оборудование;
• Презентация Приложение;
• Выставка «Тряпичная кукла»;
• Инструкционная карта по изготовлению куклы «Травница-кубышка»;
• Инструменты и материалы для практической работы (ножницы, иглы, ткань, нитки, кружево, синтепон, лекарственные пахучие травы).
Ожидаемые результаты:
• Усвоение знаний о традициях русского народа;
• Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;
• Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала
Этапы урока:
I. Орг. момент
II. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний
III. Новый материал
IV. Физ. минутка
V. Практическая работа
VI. Закрепление изученного материала
VII. Анализ и оценка работ, итог урока
VIII. Сообщение темы, целей следующего урока
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка списочного состава класса.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний.
Учитель: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.
Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?
Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.
III. Изучение нового материала.
Слайд 2
Учитель: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.
Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?
Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
Вопрос к учащимся: Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.
Слайд 3
Народные куклы делились на три группы:
• Куклы-обереги;
• Обрядовые куклы;
• Игровые куклы.
Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?
Учитель: В этом мне помогут мои помощницы – девочки, которые знают все о тряпичной кукле и научились их изготавливать.
Слайд 4
1-я ученица: Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
• Кукла на счастье
Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
• Пеленашка
Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.
• «Кубышка-травница»
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.
Слайд 5
2-я ученица: Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.
• Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.
• Неразлучники
Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.
• Сёмик и Семичиха
Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.
Слайд 6
3-я ученица: Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.
Слайд 7
Учитель: Наши девочки тоже увлекаются изготовлением тряпичной куклы, посмотрите сколько их. И сегодня мы предлагаем вместе с нами изготовить куклу «Кубышку – травницу».
IV. Физ. минутка.
Но вначале я предлагаю немного размяться. Мои помощницы проведут физ. минутку, а вы повторяйте движения за ними.
Все движения разминки
повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
V. Практическая работа.
Слайд 8
Учитель: Для изготовления куклы нам понадобится ткань, нитки, кружево, лекарственная трава, инструменты: ножницы, игла. А так же инструкционная карта последовательного выполнения нашей куклы, которая поможет в её изготовлении.
Но прежде чем приступить к работе, а вы будете работать с колющими и режущими инструментами, что мы должны вспомнить? Верно, правила безопасной работы с ножницами и иглой.
Слайд 9
Вводный инструктаж по технике безопасности.
Слайды 10–15
Подробная технологическая карта изготовления «Кубышки-травницы».
Учитель
• делит учащихся на группы для коллективной работы;
• инструктирует учащихся о ходе работы при помощи слайда презентации, на котором изображены этапы последовательного выполнения задания;
• прикрепляет к каждой группе помощниц, которые распределяют индивидуальные задания для каждого ученика;
• проводит текущий инструктаж в процессе выполнения практической работы.
Слайд 16
Последовательный план изготовления тряпичной куклы.
VI. Закрепление изученного материала.
Учитель:
• Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? («Кубышка-Травница»)
• Для чего она служила, какое было её назначение? (Она оберегала от болезней).
• А с какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились? (Обрядовыми и игровыми).
• Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.
Слайд 17
VII. Анализ и оценка работ учащихся. Итог урока.
Учитель подводит итог урока, совместно с учащимися делает вывод, выставляет оценки.
Вывод: Если зайти в магазин детских игрушек, то, конечно, разбегается взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд. Такая кукла станет необычным подарком для ваших близких.
Вопросы:
1. Скажите, пожалуйста, вам понравилось изготавливать тряпичную куклу?
2. Вы сможете сделать такую куклу самостоятельно?
3. Пригодятся вам в дальнейшем знания по изготовлению тряпичной куклы?
VIII. Сообщение темы, целей следующего урока.
Источники:
1. www.rukukla.ru
2. festival.1september.ru/articles/571614/
3. www.gazetairkutsk.ru/2009/12/22/id5745/
4. www.livemaster.ru/olleethnic
5. www.supersadovnik.ru/hmforum/post.aspx?id=15668&pg=26
6. www.gorodd-kirov.ru/maminu-ctrani4ki
7. www.liveinternet.ru/users/lenkins72/post90701793/
Категория: В помощь учителям технологии | Добавил: MarijErmak
Просмотров: 837 | Загрузок: 188 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]