Четверг, 02.05.2024, 03:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наши контакты
Адрес школы: 242820 Брянская область п.Клетня ул.Карла Маркса31. тел.(48338) 9 – 11 – 73, Факс(48338) 9 – 18 – 96 E-mail 1school_kl@mail.ru
Наш опрос
Оцените наш сайт

Всего ответов: 293
Наши посетители
  

Сайт МБОУ СОШ № 1 п.Клетня Брянской области имени  генерал-майора авиации Г.П.Политыкина

Каталог файлов

Главная » Файлы » Материалы в помощь учителям филологического цикла » В помощь учителям филологического цикла [ Добавить материал ]

Почему мы так говорим?
[ Скачать с сервера (24.8 Kb) ] 07.10.2015, 13:03

Почему мы так говорим?

     Как приятно разговаривать с человеком, речь которого правильная, богатая, образная, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. Чтобы речь была красивой и выразительной, нужно постоянно расширять свой словарный запас, включать в свою речь выражения, ставшие крылатыми. О значении таких выражений и об их происхождении и пойдёт дальше речь.

     Аника - воин. Про Анику    народом сложена сказка. Убив в единоборстве своего противника, Аника начал хвастать, что никто на свете не сможет против него устоять. Ему всё нипочём, бахвалился он, даже сама смерть испугается его и уберётся восвояси. Услышала смерть речи хвастуна и внезапно предстала перед ним. Куда только девался у Аники весь пыл и задор?! Он сник и униженно стал вымаливать у костлявой гостьи прощения за свою дерзость. Имя Аника выбрано не случайно. Оно в переводе с греческого означает "непобедимый". Теперь кличка Аника - воин прилагается ко всякому задире и хвастуну, боевому лишь на словах.

     Ахиллесова пята. Всякое слабое, уязвимое место человека (в характере, привычках, склонностях...) называют ахиллесовой пятой. Откуда же взялось это выражение? Ахилл - любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские силы. Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но когда мать окунала Ахилла, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищённой. В одном из состязаний Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.

     Бить баклуши. Осину легко резать, она не трескается, не коробится. Сердцевина осины очень мягкая, и сквозь неё легко просачивается влага. Поэтому-то сердцевину и выдалбливают, разрезав полено вдоль на несколько частей. Эти части называют плахами. Плахи же, закруглённые снаружи и выдолбленные изнутри, называются баклушами. Всякую работу, связанную с изготовлением из осины вещей для домашнего обихода, крестьяне считали пустячным, лёгким делом, не требующим мастерства. В конце концов не такое уж это лёгкое дело. Но в давние времена, когда труд крестьянина был крайне тяжёлым, такая работа считалась лёгкой. От этого и пошло: бить баклуши значит делать несерьёзное, ненастоящее дело.

     Во всю ивановскую. Во всю ивановскую значит "что есть мочи, изо всех сил". История этого выражения такова. Очень давно, в 16 - 17 веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях. В Москве указы зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была многолюдная, шумная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую. С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую, т.е. очень громко.

     Где раки зимуют. Оказывается, выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды . Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: « Я покажу тебе, где раки зимуют ».

     Гореть синим пламенем. Синий газовый огонь, горящий сейчас в наших кухнях, нашим предкам был знаком лишь в самых критических ситуациях: если глухой ночью заявиться на кладбище или влезть в топкое болото. Метан в природе образуется при гниении органических остатков без доступа кислорода. Обычно это явление наблюдается именно в болоте или рядом со свежими могилами, недаром второе название метана - болотный газ. При этом в качестве примеси могут образовываться следовые количества пентагидрита фосфора; это вещество немедленно вспыхивает на воздухе и поджигает остальной газ. Днём разглядеть горящий метан практически невозможно, а вот ночью болотные и могильные огоньки хорошо заметны. Поверье связывает появление синих огоньков с мытарствами неприкаянных душ: грешников, умерших без покаяния, самоубийц и просто людей, утонувших в болоте. Считается, что это горят их души, мучения которых начались ещё прежде страшного суда. Так что нетрудно представить, какой мрачный смысл вкладывали наши предки в выражение "гореть синим пламенем". И сейчас, когда человек утверждает, что он горит синим пламенем, это значит, что он попал в чрезвычайно затруднительное положение, из которого не может выбраться самостоятельно. Порой случается услышать, как кто-то восклицает: "Да гори оно всё синим пламенем!" Это значит, что человек потерял последнюю надежду устроить какое-то дело как следует, и полностью махнул на него рукой.

     Долгий ящик. При царе Алексее Михайловиче существовал такой порядок: просьбы, жалобы, челобитные, обращённые к царю, опускали в специальный ящик, прибитый к столбу возле дворца в селе Коломенском под Москвой. В те времена все документы писали на бумаге свёртываемой в виде свитка. Свитки эти были длинные, поэтому-то и ящик был длинный, или, как тогда говорили, долгий. Просители, опустившие своё прошение в долгий ящик, долго должны были ждать ответа, кланяться в ноги боярам и дьякам, приносить им подарки и взятки, чтобы получить ответ на свою жалобу. Связанные с "долгим ящиком" волокита и взятки были обычным явлением. Вот почему такая недобрая слава на долгие годы пережила "долгий ящик".

     Дышать на ладан. 1. Быть близким к смерти (о человеке). 2 О чём-нибудь ветхом, полуразвалившемся. Объясняется тем, что умирающему человеку подносили ко рту дымящийся ладан. По тому, колеблется дымок ладана или нет, определяли, жив человек или уже скончался. Ладан - ароматическая смола, употребляемая для курений при религиозных обрядах.

     Жить на большую ногу. Это выражение происходит оттого, что в 14 веке в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак дворянина был в полтора фута, башмак барона в два фута, а башмак князя в два с половиной фута. Вот видите -  по башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо "жить на большую ногу" стали говорить "жить на широкую ногу".

     Зарубить на носу. Смысл этих слов довольно ясен. Зарубить на носу - значит запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать на собственном лице зарубку. Напрасный страх: слово нос тут вовсе не означает орган обоняния. Оно значит "памятная дощечка, бирка для записей". В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие палочки и дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирки и назывались носами (от слова "носить").

     Как с гуся вода.  Перед вами не простая поговорка, а часть древней заклинательной формулы. Бывало, знахарки, обливая детей "наговорной водой", да и заботливые родители, купая их в бане, приговаривали: "С гуся вода, а с нашего (имя) - худоба", т.е. болезнь. Родители верили, что всякие напасти сбегут с их сына или дочери так же быстро и бесследно, как сбегает вода с гусиного оперения. Именно с гусиного? Нет, не обязательно: с перьев любой водоплавающей птицы, так как их оперение покрыто особой жировой смазкой, которую выделяет железа на спине у корня хвоста. Вода не смачивает перья, скатывается по жиру. А вот сказать: "Как с курицы вода" - нельзя. Видели вы промокшую курицу? Жалкий вид! Недаром говорят про неприспособленных к жизни, растерянных, испуганных людей: "Мокрая курица".

     Крокодиловы слёзы. Это выражение употребляется в значении "лицемерное покаяние или жалость, притворное сожаление, сострадание". Возникло это выражение из древнего поверья, будто бы крокодил, перед тем как съесть жертву, плачет. Рассказывают также, будто крокодил приманивает к берегу людей, подражая детскому плачу. Плачут ли на самом деле крокодилы? По утверждению современных шведских учёных, крокодилы и в самом деле плачут, но не от "избытка чувств", а от избытка солей, которые скапливаются у них в организме и выходят через протоки, расположенные у самых глаз.

     Лезть на рожон. Предпринимать что-то рискованное, опасное. В старину рожном называли острый кол, шест. Им погоняли быков, с рожном ходили на медведя, участвовали в крестьянских восстаниях... Лезть на рожон значило первоначально "подвергать себя смертельной опасности".

     Ни пуха ни пера. Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании и пуха, и пера результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, "перевод" которого выглядит примерно так: "Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!" На что добытчик, чтобы не сглазить, отвечал: "К чёрту!" И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

     Спустя рукава. Старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами, поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошли выражения "работать засучив рукава", т.е. хорошо и "работать спустя рукава", т.е. неохотно, небрежно, плохо.

     Точить лясы. В заволжских лесах издавна славились семёновские балясники. Из осиновых плах выделывали они фигурные балясины для украшения перил, балконных поручней, оконных рам. Работа эта сравнительно лёгкая: обтачивая дерево, токари поют, ведут бойкий, шутливый  разговор. В своё время балясники украшали волжские суда своей затейливой пёстрой резьбой, фантастическими драконами. Весёлыми говорунами были балясники: точили балясы или лясы и вели шумную беседу.

     Тютелька в тютельку. Тютелька - это уменьшительное от диалектного слова "тютя" ("удар, попадание") попадания топором в одно и то же место при столярной работе. Это выражение сейчас употребляется для обозначения высокой точности.

     Чучело гороховое. Это выражение мы употребляем, когда говорим о человеке, несуразно и безвкусно одетом, вызывающем общие насмешки. Исстари так называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц.

 

     Шапка Мономаха. Выражение  "Тяжела ты, шапка Мономаха!" широко распространилось после выхода в свет трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов". Не вес шапки, а сложность управления государством подчёркивается в этом выражении. Весит шапка всего 698 граммов. Шапкой Мономаха венчали на царство. В 1498 году Иван-3 впервые венчал ею своего внука Дмитрия, последним венчался шапкой Мономаха Пётр Первый. Это выражение употребляют, когда хотят подчеркнуть сложность какого-нибудь дела.

 

Категория: В помощь учителям филологического цикла
Просмотров: 415 | Загрузок: 199 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]