Четверг, 02.05.2024, 04:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Наши контакты
Адрес школы: 242820 Брянская область п.Клетня ул.Карла Маркса31. тел.(48338) 9 – 11 – 73, Факс(48338) 9 – 18 – 96 E-mail 1school_kl@mail.ru
Наш опрос
Оцените наш сайт

Всего ответов: 293
Наши посетители
  

Сайт МБОУ СОШ № 1 п.Клетня Брянской области имени  генерал-майора авиации Г.П.Политыкина

Каталог файлов

Главная » Файлы » Материалы в помощь учителям биологии » В помощь учителям биологии [ Добавить материал ]

Креативные задания по зоологии
16.01.2013, 13:00
Орлова Ольга Александровна

Использование
креативных заданий
на уроках биологии в 7 классе
как один из способов
развития
творческих способностей учащихся


Традиционные методы и формы обучения направлены прежде всего на передачу готовых знаний учащимся, а новый стандарт биологического образования ставит другие цели, среди которых: развитие творческих способностей школьников. Для этого необходимы совершенно другие методы и приёмы, одним из актуальных среди которых является использование креативных заданий - именно такие задания развивают фантазию, воображение, ассоциативность мышления, т.к. предполагают создание школьником собственного продукта: идеи, рисунка, сочинения и т.д., именно такие задания пополняют опыт творческой деятельности учащихся.
Цель данной работы: апробировать методику использования креативных заданий, которые подобраны автором по всем темам раздела «Животные»
Раздел животные изучается по УМК И. Н. Пономарёвой в 7 классе. В нашей школе 7 – ых классов – два:
• 7-а – класс с углублённым изучением английского языка, в нём 23 ученика, из них 13% с 3-им уровнем обучаемости, 57% - со 2-ым. Учащиеся этого класса с высокой мотивацией к учению, любознательные, активные, с удовольствием выполняют любые задания, в том числе и межпредметные, и творческие. Сформированность общеучебных умений у большинства учеников достаточно высокая. Подавляющее большинство школьников этого класса с интегрально-эмоциональным познавательным стилем. В этом классе творческие способности учащихся необходимо только продолжить развивать.
• 7-б – общий класс, в котором 20 учеников, из которых всего 24% со 2-ым уровнем обучаемости, остальные – с первым. Четверть класса с очень низкой мотивацией к учению, четверть – с высокой, сформированность общеучебных умений у большинства учащихся на низком уровне, почти у всех школьников этого класса интегрально - деятельностный познавательный стиль. По рейтингу предметов в этом классе на 1 месте урок физкультуры. Ученики любят выполнять небольшие конкретные задания, особенно пересказывать, поэтому над развитием их творческих способностей необходимо усиленно работать.

Изучение зоологии всегда вызывает интерес у учащихся, тем более, что
в кабинете биологии нашей школы очень много наглядных пособий: таблиц, картин, коллекций, моделей, раздаточного материала, микропрепаратов. У нас в школе есть прекрасная библиотека, видеоаппаратура (а в УМИПЦ при РУО очень много видеофильмов о животных), есть компьютерный класс. Учебник «Биология: животные» В. М. Константинова, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко красочный, интересный и доступный, но в нём нет творческих заданий для учеников. Поэтому актуальность данной работы очевидна.

Креативные задания по теме «Простейшие»:


Задания
Методы креативной
педагогики
1. Опишите амёбу обыкновенную, используя только прилагательные
метод образного видения

2. Представьте себе, что вы – эвглена зелёная. Опишите свои ощущения.
метод эмпатии (вживания)
3. Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова: кто? что? зачем? где? чем? когда? как?
метод эвристических вопросов
Примеры ответов учащихся:
• на вопрос №1 – «Одноклеточная, крошечная, кляксовидная, симпатичная»
• на вопрос №2 – «Я одноклеточная - мне очень одиноко и скучно, а бывает и страшно, я очень маленькая – быстро устаю»

Креативные задания в биологической олимпиаде:

4. Зачем кактусу колючки? метод смыслового видения

5. Принято собирать в кучи и сжигать опавшие
листья. Хорошо это или плохо. Почему?
метод смыслового видения

6. На грядке с огурцами юннаты оборвали все
пустоцветы. Правильно ли они сделали?
Почему?
метод смыслового видения

7. Какие особенности характерны для
прикреплённых и малоподвижных
кишечнополостных? Как связаны эти
особенности с их образом жизни?
метод фактов


Креативные задания по теме «Черви»:

8. Найдите в тексте биологические ошибки:
Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем. Мы пропалывали, поливали, выбирали из почвы дождевых червей, чтобы они не повредили корни растений. После работы мы мыли руки с мылом – ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печёночных сосальщиков – опасных паразитов человека. А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные нежные листья. Мы всех червей собрали и уничтожили. Летом мы поработали на славу, а осенью собрали небывалый урожай!
метод ошибок

9. Что здесь лишнее? Дайте по 2 разных ответа.
Ответы обоснуйте.
• печёночный сосальщик, свиной цепень, медицинская пиявка, белая планария
• человеческая аскарида, свиной цепень, медицинская пиявка, нереис
• пескожил, белая планария, ложноконская пиявка, дождевой червь
метод сравнения


Креативные задания по теме «Насекомые»:

10. Представьте себе, что вы – гусеница, превращающаяся в бабочку-капустницу. Опишите свои ощущения.
метод эмпатии (вживания)

11. Опишите пчелу медоносную, используя только прилагательные
метод образного видения

12. Придумайте 3 вопроса о муравьях, используя слова: зачем? почему? сравни.
метод эвристических вопросов

13. Нарисуйте зоошутку – необычное насекомое, которого не существует в природе: органы возьмите от разных насекомых.

метод фактов

14. Как вы думаете, что произойдёт, если вдруг исчезнут все насекомые?
метод прогнозирования
15. Найдите биологическую неточность

А) в стихотворении А. А. Фета «Бабочка»:
Ты прав.
Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым
миганьем-
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась,
куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
и вот - дышу.
Б) в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»-
Говорит ей Муравей.


метод ошибок

Примеры ответов учащихся:
• на вопрос №10 «Если я буду гусеницей, мне будет приятно есть сочные листья капусты, но будет и страшно: вдруг птица склюёт или, если я окажусь на земле, кто-нибудь наступит на меня. Когда я буду становиться бабочкой, я закутаюсь в красивый кокон, и мне будет тепло. У меня постепенно появятся крылья – я стану очень красивой и смогу летать, вырастет длинный хоботок – я буду есть сладкий нектар: как это здорово!»

• на вопрос №11 «Работящая, прозрачно-перепончатокрылая, жалящая, умная, полезная, медоносная»

Креативные задания по теме
«Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся»:

16. Придумайте ребусы:
*один – о рыбах,
*второй – о земноводных,
*третий – о пресмыкающихся.
метод символического видения

17. Почему мы так говорим:
-как рыба в воде
-нем, как рыба
-как сельди в бочке?
Верно ли это с биологической точки зрения?
метод эвристического исследования
18. Придумайте рекламу отряду Акулы.
метод образного видения

19. Представьте себе, что вы – лягушка. Как вы себя чувствуете на суше и в воде? Где вам нравится больше?
Почему?
метод эмпатии (вживания)
20. Составьте описание «особо опасного преступника» - змеи кобры.
метод фактов

Примеры ответов учащихся:
на вопрос № 18 «Акула лучшая из всех,
Хотя кусается.
Она красавица из тех,
Кто здесь не славится.
Самая серая,
Самая злючая,
Бывает и белая,
Бывает колючая»
• на вопрос №20 «Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружён до зубов, на рёбрах ходит, у него есть капюшон, на нём – татуировка»

Креативные задания по теме «Птицы»:

21. Напишите ответ на вопрос: кто такие птицы?
с помощью символов, которые придумайте сами. метод символического видения

22. Напишите мини-сочинение от имени кукушки. метод эмпатии (вживания)

23. Найдите в стихах биологические неточности:

А) С. Я. Маршак.
А эта весёлая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме, который построил Джек.

Б) С. Есенин:
Выткался над озером
алый цвет зари,
На бору со звоном
плачут глухари.
Где-то плачет иволга,
схоронясь в дупло,
Только мне не плачется-
на душе светло.
В) А. Н. Плещеев:
Травка зеленеет.
солнышко блестит,
Ласточка с весною
в сени к нам летит.
Дам тебе я зёрен,
а ты песню спой,
Что из стран далёких
принесла с собой.
Г) В. А. Жуковский:
Где же ты, птаха?
Где ж ты, певичка?
В дальнем краю
Гнёздышко вьёшь ты,
Там и поёшь ты
Песню свою.


метод ошибок

24. Почему мы так говорим
- как с гуся вода
- чёрный, как ворон
- лучше синица в руках, чем журавль в небе
- слово не воробей – вылетит не поймаешь.
Верно ли это с биологической точки зрения?

метод эвристического исследования

25. Представьте себя птенцом, который вот-вот вылупится из яйца. Опишите свои ощущения.
метод эмпатии (вживания)

Примеры ответов учащихся:
• на вопрос №22 «Я – кукушка. Каждую весну я откладываю яйца и подкладываю их в гнёзда к другим птицам и не забочусь о своих детях, я их даже не знаю – у меня нет родственников: я всегда одна. Но всё-таки быть кукушкой мне очень нравится: я красиво выгляжу, моё «ку-ку» самое прелестное в лесу. А у какой ещё птицы, кроме меня, вы можете спросить: сколько мне жить осталось?

• на вопрос №25 «Как же было тепло, но неуютно внутри яйца: была сплошная мгла, негде было развернуться. А теперь я готов к тому, чтобы выйти из своего домика на белый свет – я уже достаточно вырос, я слышу голос мамы, что уже пора. Страшновато, конечно, покидать это тёплое убежище, но надо…Ой!»

Креативные задания по теме «Млекопитающие»:

26. Опишите тигра уссурийского и слона индийского, используя одни прилагательные. метод образного видения

27. Составьте ребус, в котором зашифруйте главный признак млекопитающих животных Метод символического видения
28.Составьте вопросы о внутреннем строении млекопитающих, которые будут начинаться словами:
Почему?
Сравните…
Что случится, если..?
Какие условия нужны, чтобы..?
Докажите…
метод эвристических вопросов
29. Почему мы так говорим:
- здоров, как бык
- как белка в колесе
- пусти козла в огород
- медведь на ухо наступил
- как корова на льду?

Верно ли это с биологической точки зрения?
метод эвристического исследования
30.Знаете ли вы?

С детства знакомая картинка: ёж, несущий на своих иголках яблоко.
• Куда он его несёт?
• К какому отряду относится ёж?
• Чем же он питается?
• Разве яблоки ему нужны?
• Может, это он готовит себе на зиму?
• Как зимует ёж?
• Нужно ли ему зимой пропитание?
• И почему из множества яблок ёж выбирает наиболее кислые дички?
• Зачем же они ему? метод гипотез
Категория: В помощь учителям биологии
Просмотров: 12130 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]