Каталог файлов
Главная » Файлы » Материалы в помощь учителям биологии » В помощь учителям биологии | [ Добавить материал ] |
Креативные задания по зоологии
16.01.2013, 13:00 | |
Орлова Ольга Александровна Использование креативных заданий на уроках биологии в 7 классе как один из способов развития творческих способностей учащихся Традиционные методы и формы обучения направлены прежде всего на передачу готовых знаний учащимся, а новый стандарт биологического образования ставит другие цели, среди которых: развитие творческих способностей школьников. Для этого необходимы совершенно другие методы и приёмы, одним из актуальных среди которых является использование креативных заданий - именно такие задания развивают фантазию, воображение, ассоциативность мышления, т.к. предполагают создание школьником собственного продукта: идеи, рисунка, сочинения и т.д., именно такие задания пополняют опыт творческой деятельности учащихся. Цель данной работы: апробировать методику использования креативных заданий, которые подобраны автором по всем темам раздела «Животные» Раздел животные изучается по УМК И. Н. Пономарёвой в 7 классе. В нашей школе 7 – ых классов – два: • 7-а – класс с углублённым изучением английского языка, в нём 23 ученика, из них 13% с 3-им уровнем обучаемости, 57% - со 2-ым. Учащиеся этого класса с высокой мотивацией к учению, любознательные, активные, с удовольствием выполняют любые задания, в том числе и межпредметные, и творческие. Сформированность общеучебных умений у большинства учеников достаточно высокая. Подавляющее большинство школьников этого класса с интегрально-эмоциональным познавательным стилем. В этом классе творческие способности учащихся необходимо только продолжить развивать. • 7-б – общий класс, в котором 20 учеников, из которых всего 24% со 2-ым уровнем обучаемости, остальные – с первым. Четверть класса с очень низкой мотивацией к учению, четверть – с высокой, сформированность общеучебных умений у большинства учащихся на низком уровне, почти у всех школьников этого класса интегрально - деятельностный познавательный стиль. По рейтингу предметов в этом классе на 1 месте урок физкультуры. Ученики любят выполнять небольшие конкретные задания, особенно пересказывать, поэтому над развитием их творческих способностей необходимо усиленно работать. Изучение зоологии всегда вызывает интерес у учащихся, тем более, что в кабинете биологии нашей школы очень много наглядных пособий: таблиц, картин, коллекций, моделей, раздаточного материала, микропрепаратов. У нас в школе есть прекрасная библиотека, видеоаппаратура (а в УМИПЦ при РУО очень много видеофильмов о животных), есть компьютерный класс. Учебник «Биология: животные» В. М. Константинова, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко красочный, интересный и доступный, но в нём нет творческих заданий для учеников. Поэтому актуальность данной работы очевидна. Креативные задания по теме «Простейшие»: Задания Методы креативной педагогики 1. Опишите амёбу обыкновенную, используя только прилагательные метод образного видения 2. Представьте себе, что вы – эвглена зелёная. Опишите свои ощущения. метод эмпатии (вживания) 3. Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова: кто? что? зачем? где? чем? когда? как? метод эвристических вопросов Примеры ответов учащихся: • на вопрос №1 – «Одноклеточная, крошечная, кляксовидная, симпатичная» • на вопрос №2 – «Я одноклеточная - мне очень одиноко и скучно, а бывает и страшно, я очень маленькая – быстро устаю» Креативные задания в биологической олимпиаде: 4. Зачем кактусу колючки? метод смыслового видения 5. Принято собирать в кучи и сжигать опавшие листья. Хорошо это или плохо. Почему? метод смыслового видения 6. На грядке с огурцами юннаты оборвали все пустоцветы. Правильно ли они сделали? Почему? метод смыслового видения 7. Какие особенности характерны для прикреплённых и малоподвижных кишечнополостных? Как связаны эти особенности с их образом жизни? метод фактов Креативные задания по теме «Черви»: 8. Найдите в тексте биологические ошибки: Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому работы хватало всем. Мы пропалывали, поливали, выбирали из почвы дождевых червей, чтобы они не повредили корни растений. После работы мы мыли руки с мылом – ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печёночных сосальщиков – опасных паразитов человека. А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные нежные листья. Мы всех червей собрали и уничтожили. Летом мы поработали на славу, а осенью собрали небывалый урожай! метод ошибок 9. Что здесь лишнее? Дайте по 2 разных ответа. Ответы обоснуйте. • печёночный сосальщик, свиной цепень, медицинская пиявка, белая планария • человеческая аскарида, свиной цепень, медицинская пиявка, нереис • пескожил, белая планария, ложноконская пиявка, дождевой червь метод сравнения Креативные задания по теме «Насекомые»: 10. Представьте себе, что вы – гусеница, превращающаяся в бабочку-капустницу. Опишите свои ощущения. метод эмпатии (вживания) 11. Опишите пчелу медоносную, используя только прилагательные метод образного видения 12. Придумайте 3 вопроса о муравьях, используя слова: зачем? почему? сравни. метод эвристических вопросов 13. Нарисуйте зоошутку – необычное насекомое, которого не существует в природе: органы возьмите от разных насекомых. метод фактов 14. Как вы думаете, что произойдёт, если вдруг исчезнут все насекомые? метод прогнозирования 15. Найдите биологическую неточность А) в стихотворении А. А. Фета «Бабочка»: Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем- Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась, куда спешу? Здесь на цветок я лёгкий опустилась и вот - дышу. Б) в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»: Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?»- Говорит ей Муравей. метод ошибок Примеры ответов учащихся: • на вопрос №10 «Если я буду гусеницей, мне будет приятно есть сочные листья капусты, но будет и страшно: вдруг птица склюёт или, если я окажусь на земле, кто-нибудь наступит на меня. Когда я буду становиться бабочкой, я закутаюсь в красивый кокон, и мне будет тепло. У меня постепенно появятся крылья – я стану очень красивой и смогу летать, вырастет длинный хоботок – я буду есть сладкий нектар: как это здорово!» • на вопрос №11 «Работящая, прозрачно-перепончатокрылая, жалящая, умная, полезная, медоносная» Креативные задания по теме «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся»: 16. Придумайте ребусы: *один – о рыбах, *второй – о земноводных, *третий – о пресмыкающихся. метод символического видения 17. Почему мы так говорим: -как рыба в воде -нем, как рыба -как сельди в бочке? Верно ли это с биологической точки зрения? метод эвристического исследования 18. Придумайте рекламу отряду Акулы. метод образного видения 19. Представьте себе, что вы – лягушка. Как вы себя чувствуете на суше и в воде? Где вам нравится больше? Почему? метод эмпатии (вживания) 20. Составьте описание «особо опасного преступника» - змеи кобры. метод фактов Примеры ответов учащихся: на вопрос № 18 «Акула лучшая из всех, Хотя кусается. Она красавица из тех, Кто здесь не славится. Самая серая, Самая злючая, Бывает и белая, Бывает колючая» • на вопрос №20 «Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружён до зубов, на рёбрах ходит, у него есть капюшон, на нём – татуировка» Креативные задания по теме «Птицы»: 21. Напишите ответ на вопрос: кто такие птицы? с помощью символов, которые придумайте сами. метод символического видения 22. Напишите мини-сочинение от имени кукушки. метод эмпатии (вживания) 23. Найдите в стихах биологические неточности: А) С. Я. Маршак. А эта весёлая птица-синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в тёмном чулане хранится В доме, который построил Джек. Б) С. Есенин: Выткался над озером алый цвет зари, На бору со звоном плачут глухари. Где-то плачет иволга, схоронясь в дупло, Только мне не плачется- на душе светло. В) А. Н. Плещеев: Травка зеленеет. солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит. Дам тебе я зёрен, а ты песню спой, Что из стран далёких принесла с собой. Г) В. А. Жуковский: Где же ты, птаха? Где ж ты, певичка? В дальнем краю Гнёздышко вьёшь ты, Там и поёшь ты Песню свою. метод ошибок 24. Почему мы так говорим - как с гуся вода - чёрный, как ворон - лучше синица в руках, чем журавль в небе - слово не воробей – вылетит не поймаешь. Верно ли это с биологической точки зрения? метод эвристического исследования 25. Представьте себя птенцом, который вот-вот вылупится из яйца. Опишите свои ощущения. метод эмпатии (вживания) Примеры ответов учащихся: • на вопрос №22 «Я – кукушка. Каждую весну я откладываю яйца и подкладываю их в гнёзда к другим птицам и не забочусь о своих детях, я их даже не знаю – у меня нет родственников: я всегда одна. Но всё-таки быть кукушкой мне очень нравится: я красиво выгляжу, моё «ку-ку» самое прелестное в лесу. А у какой ещё птицы, кроме меня, вы можете спросить: сколько мне жить осталось? • на вопрос №25 «Как же было тепло, но неуютно внутри яйца: была сплошная мгла, негде было развернуться. А теперь я готов к тому, чтобы выйти из своего домика на белый свет – я уже достаточно вырос, я слышу голос мамы, что уже пора. Страшновато, конечно, покидать это тёплое убежище, но надо…Ой!» Креативные задания по теме «Млекопитающие»: 26. Опишите тигра уссурийского и слона индийского, используя одни прилагательные. метод образного видения 27. Составьте ребус, в котором зашифруйте главный признак млекопитающих животных Метод символического видения 28.Составьте вопросы о внутреннем строении млекопитающих, которые будут начинаться словами: Почему? Сравните… Что случится, если..? Какие условия нужны, чтобы..? Докажите… метод эвристических вопросов 29. Почему мы так говорим: - здоров, как бык - как белка в колесе - пусти козла в огород - медведь на ухо наступил - как корова на льду? Верно ли это с биологической точки зрения? метод эвристического исследования 30.Знаете ли вы? С детства знакомая картинка: ёж, несущий на своих иголках яблоко. • Куда он его несёт? • К какому отряду относится ёж? • Чем же он питается? • Разве яблоки ему нужны? • Может, это он готовит себе на зиму? • Как зимует ёж? • Нужно ли ему зимой пропитание? • И почему из множества яблок ёж выбирает наиболее кислые дички? • Зачем же они ему? метод гипотез | |
Просмотров: 12130 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |